воскресенье, 23 марта 2014 г.

Эрцгерцог Карл Австрийский: «Я не ем карпа, но в Чехии делаю это регулярно»



В конце декабря 2013 года чешский журналист Пётр Янушек взял эксклюзивное интервью у Главы Австрийского Императорского и Венгерского Королевского Дома Эрцгерцога Карла II/V для Интернет-издания iDNES.cz.

Беседа состоялась в скромном офисе Его Императорского и Королевского Высочества в Вене, всего в двух километрах от Императорского Дворца – примерно 22 минуты пешком, но какое огромное расстояние в нынешнее время. В апреле этого года Эрцгерцог должен посетить чешский замок Брандис-над-Лабем, принадлежавший его деду Императору Карлу I/IV.

Как известно, сейчас Главы Дома Габсбургов-Лотарингских является активным деятелем Панъевропейского движения, целью которого является не только интеграция, но развитие культурных связей в Старой Свете. Но всего три недели назад Эрцгерцог вернулся из Мали, где был в составе специальной комиссии по оценке ущерба, нанесённого культурным ценностям этой страны в ходе недавнего конфликта.

- Как Вы празднуете Рождество?

- Традиционно всей семьёй. Собираемся у ёлки около полуночи и раскрываем подарки. Но никакого карпа.

- Вы его не едите?

- Мне не нравится карп. На редкость «скучная» рыба.

- Вы празднуете в узком или широком семейном кругу?

- Один или два раза в год семья собирается в широком кругу. Мы отмечаем семейные праздники, на которых собирается несколько сотен человек, но это, конечно же, не Рождество.

- Вы соблюдаете какие-то обычаи?


- Не совсем. Важно, что в них участвуют дети независимо от возраста. Моей старшей дочери 19 лет, но участвует вместе с маленькими детьми.

Кронпринц Австрийский и Венгерский Отто I/II с супругой Эрцгерцогиней Региной, детьми, их супругами и внуками. Фотография 20 ноября 2002 года

- Как празднование Рождество изменилось со времён Вашего детства?

- Нас было семеро детей, а у меня их только трое. Вот в чём разница. Я пытаюсь передать им те вещи, которые помню с детства – красивые и традиционные.

- Таким образом, всё изменилось. А Ваш отец Отто больше внимания уделял празднованию Рождества?

- Не думаю. Детьми мы не всегда праздновали Рождество дома. Не раз мы были в Испании. Я помню, что у нас никогда не было нормальной ёлки в детстве, но мы импровизировали. Использовали кедр или какое-нибудь другое дерево. Но это всегда было весело.

- Как бы Вы оценили обучение Вас и Ваших детей, Вы видите разницу?

- Естественно, можно наблюдать огромные различия, но они были и между моим поколением и поколением моих родителей. Время идёт вперёд. Это нормально. Только посмотрите, как изменилась школа. Дети теперь сталкиваются с совершенно другими вещами. Факт остаётся фактом, что они пытаются пройти в рамках современных ценностей, которые я считают важными.

- Каких же?

- Хорошее отношение к вере. А также понимание своего места в политике и обществе. Может быть, моя старшая дочь в восторге от политики, но я никогда не пытался подтолкнуть своих детей к какой-то старомодной концепции. Никогда.

- Семейная политика Габсбургов существует уже на протяжении 800 лет и Вы, конечно, счастливы, что Ваши дети проявляют к ней интерес.

- Да. Тем не менее, мой сын Фердинанд страстно любит автоспорт, что я нахожу удивительным, но это не имеет значения для наших семейных традиций. Он занимается этим с большим энтузиазмом.

- Он талантливый спортсмен?

- Определённо. Недавно участвовал в чемпионате мира по картингу в Новом Орлеане, а теперь будет участвовать в Формуле Renault.

Кронпринц Австрийский и Венгерский Отто I/II со старшим сыном Эрцгерцогом Карлом II/V и его единственным сыном Эрцгерцогом Фердинандом

Я воспринимаю Чехию как центрально-европейскую страну


- Когда Вы последний раз были в Чехии?

- Последний раз ездил со своим сыном. Бываю в Чехии несколько раз в год.

- Как бы Вы описали своё отношение к Чехии?


- Существует большая связь с прошлым моей семьи. Я всегда был очень заинтересован в европейской политике и воспринимал Чехию как одну из центрально-европейских стран. Это должно быть чётко указано. Богемия и Моравия были и остаются чрезвычайно важной частью этого ядра – Центральной Европы. Я не имею ввиду сегодняшнюю Центральную Европу, которая, как говорят, является буферной зоной между Востоком и Западом. Я имею ввиду Центральную Европу, которая соединяет морскую Европу, состоящую из Франции, Испании и Англии, и континентальную Европу в лице Германии, Польши и России. А в середине эта важная часть.

- Что Вы скажете о Президенте Вацлаве Клаусе, имеющего репутацию анти-европейца?

- Это ерунда, всё это не соответствует чешскому духу. В долгосрочной перспективе чешская позиция ясна, однако есть краткосрочные и долгосрочные политические волны. Очень жаль, что кто-то приносит анти-европейский дух. Вацлав Клаус использует свою позицию в качестве инструмента, чтобы пытаться шантажировать Европу. Это был человек, который строил свою политику таким образом, что всегда искал конфликт и пытался провести в жизнь свою политику с помощью конфликта. Тем не менее, мы с ним встречались. Последний раз я видел его на конференции в Лондоне летом. Но наши позиции всегда были разными.

- Вы хорошо знаете князя Карла Шварценберга. Вы друзья?

- Определённо. Я им восхищаюсь.

- Вы интересуетесь чешской политикой?

- Естественно, я слежу за европейской политикой.

- Не только чешской?

- Да.


Декреты Бенеша устарели и пугают людей, как призрак прошлого


- В биографии Вашего отца Отто можно прочитать о его вражде с Эдвардом Бенешем. Как бы Вы сегодня оценили декреты Бенеша?

- Это был крупный конфликт. Мой отец был человеком строгих принципов. Он всегда поддерживал право народов на самоопределение, права национальных меньшинств. Вопрос о судетских немцах для него был совершенно незаконных ситуацией.

- Чешские власти и Бенеш играли разные роли. Есть и различные толкования его действий…

- Естественно. Тем не менее, есть некоторые основные принципы, которые Вы должны признать. Это касается, в частности, прав человека. Можно ли их разделить? Можно ли сказать, что они касаются одной группы, а другой нет? О нём есть разные мнения, но мой отец ясно сказал, что некоторые основные принципы применимы к каждому человеку в любой стране. Бенеш явно не разделял эту точку зрения.

- Может быть чехам стоит отменить декреты Бенеша?

- Тот факт, что кто-то пытается вернуть к жизни что-то умершее абсурден. Декреты Бенеша теперь полностью устарели – и внутренне, и с точки зрения их влияния. Они полностью утратили дух времени. Их можно вытаскивать из ящика как призрак прошлого, который бы пугал людей.

Но это не всё. Нечто подобное касается и других проблем. Декреты Бенеша имеют чёткое следствие, которое вызывает у меня мало сочувствия. Партия судетских немцев смирилась с насилием и пытается добиться чего-либо нормальными законными способами. Её политика основана на разумности, но имеет и эмоциальный оттенок.

- Чехия не участвовала в компромиссе 1867 года. Ваш отец, однако, заявлял, что в то время могли придти к соглашению и с чехами.

- Мой отец жил в то время, но когда я смотрю на истории, то поддерживают тот урегулирование монархии. Для него это было особенно важно. Он был большим другом Венгрии, но он никогда не считал, что биполярность была хорошим решением для монархии.

Отношение к Габсбургам разделяет


- Какие у Вас политические цели?

- Главное – это Панъевропейское движение, которое стремиться к объединению Европы. Я старый пилот и когда самолёт набирает большую скорость, то я этого уже не чувствую. Чувство скорости теряется. В Европе тоже самое. Другой целью является необходимость всеобщего применения международного права.

- Это большая ответственность заботиться о семье и представлять её?

- У меня нет с этим проблем. О некоторых вещах я просто должен заботиться. Это и административные вопросы, и представление на публике. Я пытаюсь передать своему сыну это, ведь он станет следующим главой семьи.

- Как Вы смотрите на ностальгию по монархии, которая присутствует в Чехии и Австрии? Знаете ли Вы о представлении в театре Jára Cimrman, где, хоть и со значительным преувеличением, показывают возвращение к монархии?

- Нет, я не знаю. Но когда-то я прочитал у Фрица фон Герцмановски-Орландо о подобном, который написал невероятно смешно, так что в каждой строке чувствуется критика, но признаётся уважение к истории.

- Как бы Вы описали нынешние отношения между Вами, Вашей семьёй и Австрией?


- Я могу сказать, что в Австрии, с некоторыми ограничениями, я могу делать, что хочу. Но есть ещё некоторые правовые ограничения. Габсбургские законы и декреты Бенеша полный бред. Они полностью устарели.

Австрийская история пошла по-другому, чем в большинстве регионов бывшей монархии. Они в течение десятилетий жили при коммунизме. При тоталитарных режимах люди более критически смотрят на историю, нежели чем это просто один из предметов в школе. Так что я думаю, в большей части бывшей монархии история рассматривается более реалистично, чем это имеет место в Австрии. В этих странах к Габсбургам относятся непредвзято, нежели чем в Австрии. Наше имя разделяет. Это касается даже штрафов. Если я веду машину и превышу скорость, то если бы меня поймали, я бы заплатил самый низкий штраф.

- Вы поддерживаете контакты с другими Королевскими Семьями Европы?

- Не слишком многими, но, конечно, мы встречаемся несколько раз в год.

- Как Вы видите будущее Габсбургов в XXI веке?

- Наша семья благодаря своим размерам больше соответствует клану. Мы рассеяны по всему миру, но держимся вместе. Среди нас есть спортсмены, художники, политики. Одна из моих сестёр является членом парламента Швеции, а другая была послом Грузии в Берлине.

- Габсбургам обязательно чувствовать связь только с одной нацией…

- Конечно, как европейцев. Я больше чувствую себя центрально-европейцев, чем австрийцем. Сегодня у меня есть несколько племянников, которые говорят по-чешски. Это очень хорошо, но я, к сожалению, не разговариваю по-чешски.

Перевод Станислава Павлова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий